- Недвижимость Молодечно
- Новости
- Дизайн-код для городов и дворы без машин: что обсуждали на архитектурном форуме в Минске
Дизайн-код для городов и дворы без машин: что обсуждали на архитектурном форуме в Минске
Валерия Швед
1 декабря 2025 г.

В минувшую субботу, 29 ноября, в Минске прошел II Международный архитектурный форум «Эффективная среда», который собрал на площадке отеля «Марриотт» ведущих архитекторов, урбанистов и девелоперов. Белорусские и иностранные эксперты обсудили, как сделать городскую среду не просто функциональной, а по-настоящему комфортной, эстетичной и привлекательной для жизни.
В центре внимания оказались несколько ключевых направлений, определяющих современные тренды: внедрение дизайн-кода для городов, новые стандарты комфорта в жилых комплексах и растущая роль общественных пространств. Мы побывали на форуме и собрали для вас самые важные идеи, которые озвучили спикеры.

Город без «визуального шума»: почему это выгодно всем
Одной из центральных тем форума стала городская среда, свободная от так называемого «визуального шума» — обилия разномастной рекламы, несогласованных вывесок и хаотичного освещения, которые создают ощущение беспорядка. Эксперты сошлись во мнении: городу нужен единый дизайн-код, ведь чистые и гармонично оформленные улицы создают привлекательную среду, в которой хочется находиться дольше, что поддерживает местную экономику.
Ключевую идею озвучил Олег Быковский, председатель Белорусского союза архитекторов. По его словам, «для города нужен дизайн-код, чтобы реклама смотрелась органично». Он привел в пример Норвегию, где городская среда воспринимается как единое целое, и отметил, что Беларусь пока «в начале этого пути». Дизайн-код, по сути, — это свод правил, который регулирует все: от цвета вывесок до формы уличных фонарей, создавая целостный и приятный для глаз облик.
Экономическую выгоду такого подхода на конкретных примерах объяснил Александр Субочев, руководитель проектов в студии Артемия Лебедева. По его наблюдениям, эстетически приятные города зарабатывают больше, потому что в них хочется проводить время.
— Отсутствие визуальных шумов, как ни странно, приносит больше денег. Когда улица не перегружена кричащими баннерами, люди чаще выходят гулять, заходят в кофейни, приносят деньги малому и среднему бизнесу, — отметил он. — Разработка единого дизайн-кода поможет Минску еще больше привлекать людей со всего СНГ.

Субочев также предложил простой и эффективный принцип для рекламы: «одно предложение — одна мысль», чтобы не перегружать фасады лишней информацией.
Евгений Стаселович, заместитель директора, рассказал о планах по созданию полноценной световой карты города, своего рода «светового паспорта». Уже намечается сотрудничество с Академией искусств для разработки эскизов новых, современных световых решений.
— Если бы был общий дизайн-код и общие цветовые решения по всему городу, то, конечно, решения по световым инсталляциям принимались бы быстрее, — подчеркнул он. Это значит, что в будущем освещение улиц станет более продуманным и атмосферным, с четко прописанными цветовыми концепциями для разных функциональных зон.

Светлана Борисович из Минского городского института благоустройства предложила заложить в дизайн-код не только правила, но и уникальный характер каждого района через озеленение. По ее мнению, нужна целостная концепция, которая поможет «вернуть то, что мы потеряли в городах — зоны, где приятно гулять и куда хочется возвращаться».
— Например, в Кунцевщине высаживать только березы, в Сухарево — ивы. Такая, казалось бы, простая деталь способна полностью изменить восприятие района, сделать его узнаваемым и более уютным, — поделилась идеей Светлана Борисович. Она также добавила, что необходимо пересмотреть концепцию озеленения МКАД, а заниматься такими проектами должны специалисты, вынося их на общественное обсуждение.

Важность сохранения индивидуальности, но уже в масштабах всей страны, подчеркнул Юрий Чантурия, декан архитектурного факультета БНТУ. Он предостерег от шаблонных решений: «Нельзя везде, во всех городах, и на юге, и на востоке, и на севере Беларуси, положить одинаковую плитку... нельзя на все исторические здания накладывать одинаковую штукатурку». По его мнению, сейчас архитекторам нужно сфокусироваться на трех вещах:
- Жилье. В первую очередь — эстетика. «Легкая, парящая архитектура. Да, должна быть доминанта, но общее пространство под жилье должно быть легкое, парящее», — отметил профессор.
- Города. Создание единых и эстетически выверенных ансамблей, а не набора разрозненных зданий.
- Наследие. Глобальная реставрация и восстановление памятников архитектуры, чтобы убрать визуальный шум и привлечь туристов.
Эту идею поддержал и Николай Власюк, главный архитектор Брестской области. Он считает, что разработку дизайн-кодов нужно отдать местным властям, исполкомам, чтобы учесть региональную специфику. А Юлия Бурова, директор Департамента архитектуры Рыбинска, добавила важный нюанс: при наличии общих правил важно не накладывать излишних ограничений на творчество и идеи дизайнеров, чтобы город оставался живым и развивающимся.

«Человек покупает не квадратные метры, а часть стиля жизни»
Разговоры о глобальных изменениях — это хорошо, но как меняются подходы к строительству прямо сейчас? На форуме девелоперы на конкретных примерах показали, что современный покупатель приобретает не просто квадратные метры, а покупает образ жизни, атмосферу и комфорт за пределами своего жилья. Яркий пример — жилой комплекс «Левада», о котором рассказал Алексей Кашанский, представитель ГК «АЙРОН». Компания стала первопроходцем в освоении севера Минска, где инфраструктура была развита очень слабо.
По его словам, стратегия застройки была определена благодаря плану детального планирования от «Минскградо» и включала в себя «архитектуру в индивидуальном исполнении, закрытые дворы, индивидуальное благоустройство, разнообразие планировочных решений и закрепленные машиноместа». Особенно интересным оказалось решение проблемы парковки.

— Мы сделали парковки платными для того, чтобы не было посторонних автомобилей. Поскольку у всех жильцов есть свои машиноместа, это решает вечную проблему хаотично припаркованных авто и «гостей» во дворе, — пояснил он. Продумана каждая деталь: в каждом доме сквозные подъезды, для каждой квартиры в подвале выделено место для хранения вещей и есть велопарковка.
Андрей Пашев, главный архитектор «А100 Девелопмент», подтвердил, что их компания тоже прошла путь от создания просто ярких домов к строительству целых комьюнити.
— Мы поняли, что надо создавать именно сообщество, строить «маленький город» в городе. Человек покупает не просто квадратные метры, он покупает часть стиля жизни, среду, где есть активности, хорошие соседи, комфортные детали, — отметил он. Сейчас компания ищет идеальный баланс между открытыми общественными пространствами, доступными для всех, и приватными закрытыми дворами для жителей.

Среда должна быть притягательной, интригующей, содержать много деталей
Как уйти от типовой застройки и сделать каждый проект уникальным? Своим видением поделился Марк Гурда, арт-директор международного бюро ZROBIM architects. Работая над проектами по всему миру, их команда выработала уникальную философию: каждый архитектурный объект должен обладать идейностью и узнаваемым силуэтом.
На примере комплекса Over в Ташкенте он показал, как архитектура может взаимодействовать с ландшафтом. Комплекс стоит на фоне гор, и его силуэт повторяет горный рельеф. А для защиты от палящего солнца использовали специальные теневые козырьки.

Другой проект, «Рублевская миля» в Подмосковье, — это переосмысление общественного центра. Вместо одного гигантского здания ТЦ архитекторы создали семь отдельных кластеров.
— Мы сделали это для того, чтобы создать среду в которой человек хотел бы подольше задержаться, прогуляться здесь. Ведь пространство должно быть притягательным, интригующим, содержащим много деталей, закоулков, улочек, — рассказал Гурда. Даже детские площадки там сделаны из натуральных элементов, без яркого пластика, чтобы «дети могли познавать мир через натуральные материалы».
Еще один интересный проект бюро — жилой комплекс в Германии. Чтобы решить проблему шума между двумя прилегающими микрорайонами, архитекторы спроектировали специальную «ширму». А в отделке фасадов использовали простые, но эффектные материалы — профилированный металл и натуральный древесный шпон.
Искусство — это базовая потребность, а не украшательство
Может ли мурал на стене дома или скульптура во дворе повысить привлекательность района? Эксперты уверены, что да. Сабина Чагина, основатель биеннале уличного искусства Артмоссфера, убеждена, что эффективная среда без искусства невозможна.
— Искусство — это базовая потребность человека, способ познания действительности. И современный художник должен говорить на одном языке с нами, давать эмоции, которые мы должны пережить здесь и сейчас.

По ее мнению, архитектуру сегодня необходимо выделять, чтобы не жить в безликом типовом жилье. Именно искусство становится тем инструментом, который придает району характер и идентичность. Она привела яркий пример из практики Москвы. После того как в городе ввели строгие ограничения на наружную рекламу, улицы стали чище, но одновременно — визуально монотонными и пустыми.
— Именно этот вакуум породил запрос на новое оформление. И появился тренд на оформление фасадов зданий муралами. Уличное искусство сейчас — это и есть современное искусство наших современников, — отметила Чагина.

В результате арт-объекты и целые культурные кластеры становятся новыми «точками притяжения». Это места, куда люди специально приезжают, чтобы сфотографироваться, где назначают встречи, гуляют и проводят время. Вокруг таких локаций мгновенно оживает малый бизнес — открываются кофейни, магазинчики, создается уникальная атмосфера.
«Придумываем сценарий поведения»: как архитекторы проектируют эмоции
Что объединяет все эти тренды? Пожалуй, лучше всего это сформулировал Антон Горовой из российского бюро Megabudka. Его команда работает в парадигме «экономики впечатлений» — то есть создает объекты, которые вызывают у людей положительные эмоции.
— Мы стараемся создавать объекты, которые впечатляют, радуют, удивляют, — то есть дают нам приятные впечатления, — объяснил он. Это не спонтанное творчество, а четкая стратегия. Проектирование начинается не со стен, а с человека: сначала мы определяем, для кого создается пространство, а затем разрабатывает для него «сценарий поведения».

— Когда мы работаем с каким-то проектом, мы всегда думаем, а что человек будет здесь делать? Где он захочет сфотографироваться, где отдохнуть, а где перекусить? Мы придумываем этот сценарий и стараемся предугадать желания человека.
По его словам, одинаковая, монотонная застройка убивает комфорт. Поэтому бюро создает «разнообразную морфологию застройки», добавляет арт-объекты, чтобы у района было свое «лицо». При этом отправной точкой часто становится не архитектура, а благоустройство и природные объекты.
Ключевой принцип — закладывать в проект сильную, оригинальную идею, которой больше нигде нет. Цель — создать не просто здание, а достопримечательность, которая вызывает чувства.

— Мы создаем уникальные проекты, но не просто берем и вставляем народные орнаменты, а переосмысливаем нашу историческую застройку и архитектуру, — подытожил он.
В итоге получается не просто жилой комплекс, а среда, наполненная уникальными сценариями и впечатлениями, — именно то, за что готов платить современный покупатель недвижимости.

Итоги конкурса: каким будет новый квартал в Бресте
Одним из ключевых событий форума стал конкурс на разработку концепции эффективной среды для жилого квартала в городе Бресте. Это была уникальная возможность увидеть, как все обсуждаемые идеи могут быть применены на практике.
Важно отметить, что в конкурсе приняли участие не только состоявшиеся профессионалы и архитектурные бюро, но и новое поколение — студенты старших курсов, магистранты и аспиранты профильных кафедр.
Интрига сохранялась до самого финала, но в итоге победу одержала проектная организация «Воробьев и партнеры». Их проект под названием Timeless city, или «Город вне времени», был признан лучшим.
Оцените статью:
Валерия Швед
1 декабря 2025 г.
Рубрика